Кинокритика для чайниковВы посмотрели потрясающий фильм: увлекательный, интересный, будоражащий. Вы не сможете ни спать, ни есть, пока не расскажете об этом кино друзьям или незнакомцам в интернете. А может, наоборот – вы убили два часа на фильм настолько скучный, что его можно прописывать вместо снотворного. Конечно, вы хотите поделиться разочарованием… Делиться своими мыслями и чувствами – естественная потребность человека. Кино – не только развлечение. Как и любое произведение искусства, оно должно побуждать зрителей к диалогу.

Итак, вы спешите открыть Кинопоиск и оставить под фильмом собственную рецензию. Многие из тех, кто пишет туда, искренне считают себя рецензентами. Но, увы, чтобы стать кинокритиком, недостаточно делиться впечатлениями с публикой. Большинство авторов, называющих себя критиками, на самом деле пишут не рецензии, а отзывы. В чем разница?

Отзыв – это ваши впечатления от фильма. «Шикарное кино!» – если вы растянете эту мысль на страницу, вы получите развернутый отзыв. Отзыв подразумевает эмоциональную оценку, но рецензия – это жанр кинокритики, небольшая, лаконичная публикация, которая анализирует задумку кинематографистов и ее воплощение. Рецензия требует не только эмоциональной оценки, но и аналитической информации.

Как правильно писать рецензии на фильмы

Из чего складывается заветная аналитическая оценка, отличающая рецензию от отзыва? Характеризуя фильм, рецензент должен опираться на такие факторы:

● Сценарий.

● Режиссура.

● Актерская игра.

● Операторская работа.

● Музыкальное сопровождение.

● Визуализация (визуальные эффекты, работа костюмеров, гримеров).

Это не полный список критериев, но мы назвали основные пункты и расположили их не случайно, а в порядке значимости. Конечно, все относительно, и математического алгоритма оценки фильмов не существует, но плохая работа гримеров зачастую не так портит кино, как неудачи сценаристов. Ошибки сценария или режиссуры обычно становятся роковыми для истории, в то время как на огрехи визуализации порой можно закрыть глаза. Давайте пройдемся по всем основным пунктам.

Как анализировать сценарий

Удачный сценарий – половина успеха фильма, а неудачный – гарантия его провала. Вы должны понимать, что над сценарием редко работает один человек. Обычно кроме сценариста в него вносят правки режиссер и продюсеры, так что качество итогового варианта зависит от слаженной работы, как минимум, трех человек (а на крупных проектах – всех десяти). Что вы должны оценивать, если хотите писать рецензии?

● Логику и последовательность событий.

● Завершенность сцен.

● Яркость кульминации.

● Характеры героев и их развитие.

● Диалоги.

Начинающим кинокритикам часто советуют писать рецензии сразу после просмотра фильма. Но если вы только учитесь анализировать кино, это ошибка. Даже профессиональные кинокритики предпочитают «переспать» со своими впечатлениями. Фильм может произвести сильное эмоциональное воздействие, и вы не заметите нестыковок сюжета, нарушения логики и незавершенных сцен. Поэтому не торопитесь, но после просмотра мысленно воспроизведите сюжет и ответьте себе на вопрос: все ли вы поняли о мотивах персонажей, логике событий? Если не можете воссоздать логику истории или объяснить отдельные сцены, сценарий уже не заслуживает оценки «отлично».

Как оценить режиссуру

Режиссер руководит процессом, от него зависит, как сценарий будет воплощен на практике: какие будут выбраны планы, как разыграются отдельные сцены и, по сути, даже как сыграют актеры (потому что именно режиссер ставит им задачи). В рецензии достаточно пройтись по тому, как режиссер реализовал сценарий, но в идеале вы должны знать немного больше: в каком жанре режиссер работает, какие его фильмы были успешными, а какие – провальными. Это даст вам возможность сравнить разные работы мастера и оценить режиссуру глубже. Помните: при первом просмотре сложно отделить режиссуру от сценария, а саму историю – от того, как она рассказана. Если вы всерьез хотите рассуждать об этом, фильм нужно посмотреть дважды. Это также поможет избежать слишком эмоциональной оценки.

Если вам показалось, что мы слишком многого хотим для написания единственной рецензии, зайдите на канал Евгения Баженова и спросите в комментариях, сколько раз в процессе работы над обзором BadComedian пересматривает фильм. А ведь он не претендует на лавры профессионального кинокритика.

Операторская работа, музыка, визуальные эффекты

Работу оператора нужно уметь отделять от работы режиссера. Режиссер ставит задачу, а вот ее воплощение ложится уже на оператора. На первых порах вы можете оценивать просто красоту и гармоничность планов, общее впечатление от визуального ряда, но если вы хотите писать профессиональные рецензии, обращайте внимание, какой оператор работал над теми или иными фильмами, и со временем вы начнете узнавать манеру съемки разных мастеров.

Приблизительно так же дела обстоят и со звуком: музыка играет важную роль, она задает настроение. Попробуйте посмотреть фильм ужасов под саундтрек к «Винни Пуху», и в нем не останется ничего страшного. Рецензент может оценить, насколько музыка соответствует происходящему на экране и настроению фильма, но в перспективе нужно стремиться к тому, чтобы узнавать характерные приемы.

Визуальную сторону фильма – костюмы, грим, спецэффекты – оценить проще. Но это только на первый взгляд. Потому что зрители, мечтающие стать критиками, допускают типичные ошибки. Одна из самых распространенных – жалобы на несоответствие костюмов эпохе в историческом кино. Иногда эти упреки справедливые, но часто рецензенты не умеют отделить ошибки от умышленной стилизации. Например, в сериале «Чужестранка» героиня переносится из 20 столетия в 18 век, и чтобы подчеркнуть ее «инородность», костюмеры стилизовали наряды дома «Диор» под фасоны 18-го века. Но при беглом взгляде легко не понять задумки и заявить: «Эй, тогда не носили таких тканей!» Поэтому подчеркнем: не спешите выпускать пар в рецензии, дайте эмоциям улечься, а мыслям – упорядочиться.

Другая распространенная ошибка – сравнивать визуальные эффекты разных лет, делая на основе сравнения далеко идущие выводы. Например, вы можете сравнить новый фильм «Звездный путь» с оригинальным сериалом, снятым в 60-е. Но не имеет смысла писать, что визуальные эффекты 60-х – плохие. Во-первых, они могли быть нормальными для своего времени. Во-вторых, очевидно, что визуальные эффекты спустя полвека стали лучше.

План написания рецензии на фильм

1. Введение. Задайте тему и настроение рецензии.

2. Краткое описание фильма: обозначьте жанр, обрисуйте в общих чертах сюжет.

3. Структурный анализ: самое время поговорить о сценарии, режиссуре и всех остальных пунктах.

4. Развязка или вывод: опираясь на структурный анализ, подведите итог.

5. Завершение. Постарайтесь красиво закруглить тему.

Следуя этому плану, вы напишете неплохую рецензию. Во всяком случае, вы можете быть уверены, что это рецензия, а не отзыв. А чтобы вы лучше поняли разницу, приведем пример отзыва и рецензии на фильм «Отряд самоубийц».

Отзыв: «Есть такие фильмы, о которых сказать практически нечего. «Отряд самоубийц» – один из них. Сплошное разочарование. Я рассчитывал увидеть динамичную историю про величайших злодеев, а получил нудное затянутое действо без намека на логику. Фильм слабый и бредовый, не теряйте на него времени».

Краткая рецензия: «Для Marvel год выдался непростым: студия подмочила репутацию пародией на саму себя в очередных «Мстителях». Зато постаралась взять реванш благодаря «Отряду самоубийц». В центре сюжета – худшие злодеи всех времен и народов, которых власти вынуждены привлечь к спасению мира. Поскольку контролировать восьмерку злых гениев сложно, каждому из них вживляют капсулу смерти. Центральная героиня – эмоционально неуравновешенная подружка Джокера Харли Куинн в исполнении Марго Роби. Актрисе и гримерам удалось создать запоминающийся образ, который грозит превратиться в один из самых копируемых женских кинообразов. Вопреки ожиданиям, центральная мужская роль отводится не Джокеру, а Дедшоту, которого играет Уилл Смит. К сожалению, все остальные злодеи на фоне этой пары выглядят статистами. Джокера в сюжете до обидного мало, и ему так хотели придать флер героя-любовника, что даже забыли о главном: он – один из самых ярких злодеев вселенной Marvel. Общее впечатление портит несколько сюжетных нестыковок. Но главный минус – большое количество героев, которые никак в сюжете не раскрываются. Однако если вы будете смотреть фильм на большом экране, то, как минимум, получите удовольствие от операторской работы и визуальных эффектов».

Удачи в непростом деле кинокритики!

Комментарии запрещены.

Навигация по записям