Кино недели: «Большой» Валерия Тодоровского, «Меч короля Артура» Гая Ричи и «Доспехи бога: В поисках сокровищ»Подробнее о фильмах, которые можно посмотреть в российском прокате с 11 мая, — в нашем обзоре.

Режиссерское слово Валерия Тодоровского после трех лет молчания, весьма неожиданное новое творение Гая Ричи и очередной боевик с Джеки Чаном выходят в прокат на этой неделе. Подробнее о том, кого и чем могут завлечь в кинотеатры премьеры, рассказывает наш критик.

В 2017 году многие режиссёры решили перенести на киноэкран проекты на балетную (или околобалетную) тематику. Мы уже переживали за малышку Фелис из мультфильма «Балерина », следили за драмой в жизни Алексея Темникова (Сергей Безруков ) в «После тебя », а ближе к концу года нас ждет высокобюджетная и заранее скандальная «Матильда ». Но сегодня мы поговорим про фильм, чей путь на экран занял чуть ли не десять лет, — «Большой».

Тодоровский (создатель красочных музыкальных «Стиляг » и ностальгической «Оттепели ») достаточно давно не радовал нас новыми кинокартинами в качестве режиссёра, так что картину «Большой» ждали так, как могут ждать премьерную постановку на исторической сцене главного театра страны. Тем более что Валерий Петрович решил не искать актрис, способных достоверно изобразить балетные па, — вместо этого он взял на главные роли настоящих балерин, не обделенных актерским талантом.

Александр Домогаров и Екатерина Самуйлина в фильме «Большой»

Повествование в фильме строится вокруг истории жизни Юли Ольшанской (Маргарита Симонова. прима Варшавского театра оперы и балета) — девушки из глубинки, которой выпал шанс вырваться из захолустного Шахтерска и стать звездой Большого театра. Маленькую Юлю (которую играет гимнастка Екатерина Самуйлина ), подворовывающую у пьяных шахтеров, заметил спившийся и потолстевший экс-балерун Потоцкий (Александр Домогаров весьма органично смотрится в образе переживающей не лучшие времена звезды), который сразу понял: у девочки талант. Взяв Юлю в охапку, Потоцкий увозит девочку от отца-алкоголика (улавливаете тенденцию?) в Москву и помогает поступить в балетное училище — под крыло к суровой и строгой наставнице Галине Белецкой (Алиса Фрейндлих ), в свое время огранившей алмаз его таланта.

На персоне Белецкой стоит остановиться поподробнее, хотя бы потому что великая (без преувеличений) Фрейндлих не так уж часто в последнее время появляется на киноэкране. В «Большом» Тодоровский даст ей шанс блеснуть многими гранями своего актерского таланта в роли пожилой балерины, в которой искренняя любовь к юным ученицам сочетается с требовательностью. Вдобавок Галина Михайловна страдает от старческой деменции, вызывающей провалы в памяти. Так, в одной из сцен она дарит Юле драгоценные серьги, после чего забывает о своем широком жесте, из-за чего главную героиню обвиняют в воровстве и чуть было не исключают из училища.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой»

Надо заметить, молодая Юля не грезит балетной славой. Для нее карьера — это шанс зацепиться в столице и не возвращаться в унылый монохромный Шахтерск. Другое дело Карина Курникова (Анна Исаева ) — москвичка из состоятельной семьи, с которой у главной героини возникнет дружеское соперничество. «Ага! — воскликнет тут внимательный читатель. — Сейчас одаренная, но бедная девочка будет бороться за роль с заносчивой мажоркой! Прямо как в «Балерине»!»

Но тут есть несколько тонкостей. Прежде всего конкуренция Юли и Карины не выливается в откровенную вражду. Ни одна из героинь не опускается до подлых приемов и членовредительства, а богатая москвичка даже толком не использует ресурсы своей матери. При этом по фабуле Карина не обладает природным талантом Юли и вынуждена компенсировать это упорством и механически точным воспроизведением движений. Однако по этой же причине Курникова, добивающаяся успехов трудом и готовая идти ради него на немалые жертвы, во многих сценах вызывает гораздо больше симпатий, чем достаточно пассивная, но одаренная главная героиня. Но не подумайте, что Юле не приходится работать над собой: режиссёр с фанатизмом заядлого театрала расписывает перед зрителем процесс муштры юных балерин, не оставляя за кадром ни изнурительные тренировки, ни неудачные движения.

Как и театр, на подмостках которого порхают на кончиках пальцев героини, «Большой» Тодоровского грандиозен, красив и поражает изысканностью исполнения наравне с монументальностью.

Меж тем при всем соперничестве девушки даже будут уступать друг другу роли (хотя, надо заметить, Юлю этот поступок выставляет как раз далеко не в лучшем свете). Страсти накаляются лишь ближе к финалу картины, когда в динамику отношений девушек вклинивается импозантный Антуан Дюваль (звезда французского балета Николя Ле Риш ), от решений которого зависит, кто же будет играть главную роль в новой постановке «Лебединого озера». Но даже когда ставки оказываются столь высоки, разборок уровня «Черного лебедя » Даррена Аронофски мы не дождемся.

Маргарита Симонова и Анна Исаева в фильме «Большой»

Как и театр, на подмостках которого порхают на кончиках пальцев героини, «Большой» Тодоровского грандиозен, красив и поражает изысканностью исполнения наравне с монументальностью. Однако при всех очевидных достоинствах фильм местами страдает от рваного монтажа и логической незавершенности отдельных сюжетных линий. Будем надеяться, что грядущая телеверсия «Большого» избавится от этих детских болезней и порадует нас целостной историей.

Гай Ричи как режиссёр ассоциируется главным образом с такими фильмами, как «Большой куш », «Карты, деньги, два ствола » и «Рок-н-ролльщик ». Его подлинные герои — маргиналы, его узнаваемый фирменный стиль — это не допускающий провисаний полет сюжета, где отдельные сцены могут быть поданы в виде «нарезки» кадров, объединенных повествованием харизматичного и слегка ехидного рассказчика. Даже если Гай Ричи снимает картину о приключениях Шерлока Холмса или ретробоевик про суперагентов, арсенал используемых им приемов остается неизменным. Потому некоторые задавались вопросом: каким образом талантливый мистер Ричи приложит свои навыки к легенде о короле Артуре?

Поначалу «Меч короля Артура» похож, скорее, на «Властелина колец », причем сразу на третью часть: здесь и злой колдун (Роб Найтон ), с помощью гигантского слона штурмующий последний оплот сил добра, и отважный герой (Эрик Бана ) со светящимся мечом, в одиночку сокрушающий темные силы. Но после пролога все встает на свои места.

Чарли Ханнэм в фильме «Меч короля Артура»

Артур Гая Ричи — не безупречный лидер рыцарей в сияющих доспехах и даже не мужественный вождь диких варваров. Здесь Артур — это мальчик, выросший в трущобах Лондиниума, воспитанный продажными девками и научившийся драться на полуподпольном ринге. Он носит сутенерскую меховую шубу, платит дань капитану стражи (Майкл МакЭлхаттон ), чтобы тот закрывал глаза на его темные делишки и готов выбить пару зубов любому, кто осмелится обидеть одну из его «девочек». Артур — деловой человек, старающийся из всего извлечь прибыль, и ему нет дела до легенд об «истинном короле», которыми забивают себе голову всякие дурачки. И если поменять золотые монеты в его тайнике на хрустящие банкноты, а городскую стражу — на продажных полицейских, мы получим типичного антигероя Гая Ричи, который идеально вписался бы в любой из его ранних фильмов.

Но «Меч короля Артура» все же заявлен как эпичное фэнтези, поэтому проблемы с властями, которые возникают у Артура (воплощенного на экране Чарли Ханнэмом ), не связаны с его незаконной деятельностью. Дядя будущего короля Вортигерн (Джуд Лоу играет перешедшего на темную сторону силы Ленни Белардо из сериала «Молодой папа »), 20 лет назад убивший его отца и присвоивший корону, все это время не сидел сложа руки. При помощи местного аналога имперских штурмовиков, именуемого Черным легионом, вероломный родственник Артура подчинил своей власти почти всю Британию и теперь строит колоссальную башню, размеры которой могли бы вызвать черную зависть даже у Саурона. Когда стройка века будет закончена, власть Вортигерна станет абсолютной, и, будучи умным злым властелином, он не намерен дать своему чудом выжившему племяннику шанса вмешаться в происходящее.

Джуд Лоу в фильме «Меч короля Артура»

И вот тут в лучших традициях «Звездных войн » на сцену выходит Сопротивление, которое спасает потрепанного Артура от показательной расправы и ставит ему задачу: в кратчайшие сроки овладеть мощью Экскалибура и очистить трон от узурпатора, попутно выдав ему в наставницы симпатичную магичку (Астрид Берже-Фрисби. похожая на молодую Лив Тайлер ). И если раньше наш герой против дяди-злодея ничего в сущности не имел, то теперь, когда Вортигерн посмел сжечь бордель, бывший Артуру как дом родной, не отомстить будет как-то не по понятиям.

«Меч короля Артура» похож на внебрачного сына «Игры престолов» и «Святого Грааля Монти Пайтон».

В два часа экранного времени Гай Ричи смог вместить очень многое: и хитроумно спланированное покушение в духе «Операции «Валькирия », и разукрашенные компьютерной графикой боевые сцены, вызывающие в памяти лучшие моменты «300 спартанцев », и выразительная история морального взросления героя, вырванного из привычной среды обитания. Все это разнообразие приправлено едкими остротами, мощным саундтреком, основанном на фолк-мотивах, и целой плеядой выразительных героев на подтанцовке у Чарли Ханнэма.

Питер Фердинандо, Аннабелль Уоллис и Джуд Лоу в фильме «Меч короля Артура»

«Меч короля Артура» похож на внебрачного сына «Игры престолов» и «Святого Грааля Монти Пайтон». Это не легенда, записанная сэром Томасом Мэлори. Это не диснеевский мультик про мальчика, вытащившего меч из камня. Это полная грязи и крови история, сдобренная циничным юмором и сочащаяся тестостероном. И если вы любите творчество Гая Ричи, «Меч короля Артура» не разочарует вас.

Начнем с того, что к «Доспехам Бога» этот фильм имеет столько же отношения, сколько недавно вышедший «Пуля в голове » к дилогии «Рейд ». То есть почти никакого, исключая общего актера, играющего главную роль. В данном случае это всемирно известный и всенародно любимый Джеки Чан. Должно быть, отечественные кинопрокатчики решили: высокобюджетный комедийный приключенческий боевик с нестареющим Джеки не привлечет достаточно внимания, если не увязать его в умах кинозрителей с «Доспехами Бога». Если так, то их опасения были совершенно напрасны, ведь «Кунг-фу йога » (под таким названием фильм выходит в прокат в остальном мире) прекрасна сама по себе.

Джеки Чан в фильме «Доспехи бога: В поисках сокровищ»

Джеки Чан играет профессора археологии Джека Си — лучшего китайского археолога (или одного из лучших, как скромно поправляет сам герой, очевидно намекая на роль мистера Чана в фильме «Миф »), к которому обращается за помощью индийский профессор Ашмита (Диша Патани. слишком красивая для того, чтобы быть еще и умной). Ашмита, будучи не только светилом науки, но и представителем знатного индийского рода, уверена, что нащупала ниточку, указывающую местоположение легендарных сокровищ. Так что Джек, заручившись помощью своего племянника Джонса (Аариф Ли ), собирается в путь в заснеженный Тибет.

В отличие от героя Харрисона Форда местный Джонс занимается охотой на сокровища исключительно с целью наживы, что немало печалит его дядюшку, не теряющего надежд наставить алчного родственника на путь истинный. Но семейные распри отходят на второй план, когда из-за кулис выходит настоящий антагонист этой картины Рэндал (Сону Суд ), который при помощи отряда наемников демонстрирует нашим героям, что найти клад порой гораздо проще, чем удержать его.

Главным образом «В поисках сокровищ» — это экшен-фильм с Джеки Чаном, в котором знаменитому китайцу не приходится делить экранное время с голливудскими звездами, что дает ему возможность втиснуть в хронометраж максимальное количество красиво поставленных драк, нелепых падений и глуповатого, но искреннего юмора.

Впрочем, как и в последних «Доспехах Бога» (к которым, повторимся, этот фильм отношения не имеет!) сюжет в данной кинокартине нужен лишь условно, и требуется он лишь для того, чтобы оправдать перемещения Джеки и его команды из Тибета в Дубай (где нас ждет погоня на дорогих автомобилях и дешево выглядящий нарисованный на компьютере лев), а оттуда — по различным индийским достопримечательностям. Главным образом «В поисках сокровищ» — это экшен-фильм с Джеки Чаном, в котором знаменитому китайцу не приходится делить экранное время с голливудскими звездами, что дает ему возможность втиснуть в хронометраж максимальное количество красиво поставленных драк, нелепых падений и глуповатого, но искреннего юмора. Помогает ему в этом выступающий в качестве режиссёра и сценариста ветеран гонконгского кинематографа Стэнли Тонг (работавший вместе с Джеки над «Разборкой в Бронксе » и «Китайским городовым »).

Кадр из фильма «Доспехи бога: В поисках сокровищ»

В качестве вишенки на торте фильм, будучи совместным творением китайских мастеров и болливудских кудесников, предлагает нам красочный финальный танец с хореографией от Фары Хан. Конечно, это не полноценная замена традиционным сценкам с неудачными дублями, за которые, помимо прочего, мы любим фильмы с Джеки Чаном, но оно и понятно: все же китайскому мастеру 63 года, и он не может позволить себе с прежним юношеским задором рисковать жизнью. К счастью, на то, чтобы создать юморное, динамичное и позитивное кино, его прыти все еще хватает.

Леонид Кискаркин

Комментарии запрещены.

Навигация по записям