12 лучших фильмов 2016: авторский рейтинг самых интересных фильмов годаWiener-Dog, США, режиссер Тодд Солондз

О чем это. Четыре новеллы с известными актерами (Эллен Берстин, Дэнни Де Вито, Грета Гервиг, Жюли Дельпи), объединенные тем, что в кадре на заднем плане постоянно присутствует флегматичная обаятельная такса. В редких случаях она — катализатор действия, но чаще просто сидит и молчит.

Что в этом хорошего. Поначалу думаешь, что это фильм о том, как собака переходит из рук в руки, от хозяев к хозяевам. Но подобный случай в фильме лишь один. Скорее можно допустить, что мы имеем дело с похожими таксами в разных жизненных обстоятельствах. Мрачный вывод: люди почти всегда хуже собак. Хотя бы потому, что заводят собак, даже не задумываясь о том, что у тех – особая психология, которую надо бы уважать. И отчего-то априори уверены, что имеют право решать собачью судьбу: где собаке жить, гулять, что есть, иметь ли щенят etc.

Впрочем, фильм Солондза, пожалуй, о равном несчастье быть собакой и человеком.

Солондз – один из редких наследников Вуди Аллена. Разница в том, что он, в отличие от Аллена, сосредоточен не только на интеллигенции, любит ситуации на грани фола, которых Аллен, даже если они очень смешные, старается избегать, и относится к человечеству с куда большим пессимизмом. Его всегда считали молодым, тем более что на вид он — Гурвинек, но вообще-то ему уже 57. Возможно, именно возрастом Солондза объясняется то, что героиня-такса присутствует в жизни людей четырех поколений: маленького мальчика, женщины средних лиц с полным отсутствием личных перспектив, стареющего преподавателя сценарного дела, у которого тоже никаких перспектив, но уже творческих, и совсем уже старушки.

Ударная находка фильма – антракт: после первых двух новелл вам предложено сходить в буфет, а на экране следует клиповая вставка, в которой очень крупная такса (крупная потому, что выведена на передний план) проделывает неспешное краткое путешествие по всем американским широтам и заведениям — от прерий, где вдали скачут мустанги, до заснеженной Аляски и от офисов до стрип-клубов. Антракт забавен сам по себе, но заодно позволяет Солондзу изменить стиль двух следующих новелл.

Резонанс. Свой главный приз «Такса» получила пока лишь на фестивале американского кино во французском Довиле, который, впрочем, считается важным для раскрутки заокеанских картин в Европе.

11. «Петербург. Только по любви»

Россия, режиссеры Рената Литвинова, Авдотья Смирнова, Оксана Бычкова, Анна Пармас, Аксинья Гог, Наталья Кудряшова, Наталья Назарова

О чем это. Первый в СССР и России женский киноальманах. Сделан в новомодной традиции, когда зритель только из финальных титров понимает, кто именно какую новеллу снимал. Рад, что по ходу просмотра угадал авторов всех трех новелл, каковых и должен был.

Что в этом хорошего. Разброс тем — невероятный. Съемки французского фильма про муз Бродского, суть которого – сны. Споры о политике, которые ведут мать и дочь противоположных убеждений по пути в поликлинику, прекращающиеся после УЗИ, когда выясняется, что 43-летняя дочь, в третий раз беременная, должна родить здоровую девочку. До политики ли теперь? Главное: продолжать жить.

История первой любви с неожиданной (хотя и в меру предсказуемой) развязкой (самая оптимистическая часть альманаха). История юной дурехи, приехавшей в Питер, чтобы прожечь ночь, а поутру покончить с собой (самая дурацкая часть альманаха).

День из жизни измочаленной экскурсоводши, которую внезапный интерес иностранцев к деталям истории города заставляет ощутить прилив свежей крови. Безумный вечер из жизни крановщицы, которая идет на концерт хора мальчиков, феноменальный солист которого с изумительным голосом, это ее… (дальше пересказывать нельзя – это самая безумная новелла альманаха. Зато она укладывается в концепцию фильма: он ведь не про Питер, а про то, как разные типы петербурженок пытаются выплыть в своем историческом городе).

У фильма – продуманное завершение. Почти все женщины из альманаха несчастны и одиноки. Героиня последней новеллы, интеллигентка, тоже одинока. Вокруг не мужики – одни уроды. Ее радость – лишь ее маленький песик. Но в конце новеллы – и альманаха в целом – возникает внезапный проблеск. Как прокомментировал развязку одного из своих фильмов финский мэтр Аки Каурисмяки, «я добрый старикан и не мог не оставить своему герою (в случае с альманахом «Петербург» — героиням) хотя бы небольшую надежду».

Резонанс. Фильм попал в прокат, где альманахи не любят. И уже это неплохо.

10. «Омерзительная восьмерка»

The Hateful Eight, США, режиссер Квентин Тарантино

О чем это. Об охотнике за головами, пойманной им бандитке, за которую правительством обещана бешеная награда, еще одном охотнике, везущем три прибыльных трупа, будущем шерифе небольшого городка и других странных людях, вынужденных заночевать в снежную бурю на сомнительном постоялом дворе. Все эти люди не те, за кого себя выдают.

Что в этом хорошего. В случае с «Омерзительной восьмеркой» я ждал, что это будет парафраз на тему «Великолепной семерки». И, к счастью, ошибся. Тарантино любит разные жанры, отдает им дань и старается не повторяться. Он уже приветствовал жанр вестерна в «Джанго освобожденном» и отчасти в «Бесславных ублюдках». В «Омерзительной восьмерке», вопреки названию, он осваивает совсем иной жанр: детектив в духе Агаты Кристи. Некоторое количество людей оказывается в замурованном непогодой, отрезанном от мира пространстве, и почти у каждого – свои тайна и секретные помыслы. Тут главное – непредсказуемость. Заметим, что непредсказуемость – отличительная черта Тарантино как творца.

Резонанс. «Оскар» за лучшую музыку Эннио Морриконе, что впечатляет само по себе. Ведь это первая статуэтка великого Морриконе за его 55-летнюю карьеру (правда, был и один почетный «Оскар»). И победил он благодаря кому? Тарантино, который слушал его киномелодии с младых ногтей и, только став мэтром, осмелился заказывать ему музыку для собственных картин. Масса других номинаций и наград.

9. «Да здравствует Цезарь!»

Hail , Caesar . Великобритания-США-Япония, режиссеры Итан и Джоэл Коэны

О чем это. О буднях человека полузабытой професии фиксер, которая была едва ли не главной на голливудских студиях 1940-1950-х. В роли фиксера Джош Бролин. Коэны его заобожали, сняли уже в четвертой главной роли.

Фиксер – это как мистер Вулф в исполнении Харви Кейтеля в «Криминальном чтиве». Это человек, который решает проблемы. Не имея времени ни поспать, ни поесть, ни заехать домой к жене и детям, фиксер вынужден заниматься абсолютно всем. Просматривает отснятый материал — а на студии разом снимают эпик про римлян и Христа, музыкально-водную феерию, вестерн, костюмную мелодраму и мюзикл про военных моряков, сошедших на берег (это самый ударный момент фильма, в котором Ченнинг Татум выдает в танце такого Джина Келли, а заодно Синатру, что оба обзавидовались бы). Он, дабы предотвратить разнотолки после выхода фильма про Христа, собирает для предварительной дискуссии католического и протестантского священников, православного батюшку и ребе. И убеждается в том, что эксцессов можно не опасаться: эти четверо в вопросе о Христе не смогут договориться даже между собой. Он должен вывести из-под удара суперзвезду, римского военачальника из фильма о Христе: на него нарыли компромат. А затем и выкрасть его, похищенного сценаристами-коммунистами (чистый стеб Коэнов: маккартисты, обвиняя Голливуд в коммунизме, нападали именно на сценаристов). В итоге у нашего героя нет времени, чтобы переговорить с представителем компании Lockheed (сейчас – один из лидеров военно-промышленного комплекса), хотя ему предлагают невероятный контракт, ведь там тоже нужен опытный фиксер.

Что в этом хорошего. На фоне большинства прокатных картин фильм Коэнов – чистая зрительская радость. При этом у него серьезная концепция. Он не про Голливуд. Не про коммунистов. Он – про кино.

Герой до последнего момента недопонимает, что именно заставляет его пахать сутками. Но когда похищенная сценаристами-коммунистами (и быстро идеологически перекованная ими) звезда в исполнении Клуни начинает втолковывать ему, будто голливудские студии – часть капиталистической системы эксплуатации, он дает ему в морду. Он наконец-то осознает, почему не спит ночами, не успевает есть и редко навещает семью. Не потому, что ему хорошо платят. А потому, что любит кино и заботится о его репутации. Когда он в финале с пиететом осматривает высокое небо над своей голливудской студией, словно ангел из фильма Вендерса «Небо над Берлином», он окончательно понимает: именно кино и есть Бог. Тем более что представители четырех конфессий, которых он собрал для обсуждения темы «кто есть Бог?», так и не пришли к общему выводу.

Ироничный фильм о том, как один конкретный человек пришел к Богу. После чего отказался от прибыльной должности в фирме Lockheed. Ведь и впрямь: можно ли променять Бога (кино) на Lockheed?

Резонанс. Фильм открытия Берлинского кинофестиваля. Ряд американских кинонаград.

8. «Неоновый демон»

О чем это. О юной девушке, которая с детства мечтала прославиться, но не видела в себе талантов. И в итоге решила, что ее вытянет внешность. Поэтому она приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать моделью. Ей 16, но все вокруг советуют ей говорить, будто ей 19. В роли девушки одна из самых знаменитых молодых актрис — Эль Фаннинг, которая снялась и у Андрея Кончаловского в фильме «Щелкунчик и мышиный король». Во время работы над «Неоновым демоном» ей было 17.

Что в этом хорошего. Николас Виндинг Рефн – второй по известности датский режиссер после Ларса фон Триера, знаменитый тем, что в его фильмах сочетаются гламур, театрализованность и совсем уже невероятная жестокость. Он, как и фон Триер, умеет расколоть аудиторию на истовых сторонников и яростных противников. Среди его наиболее известных фильмов – «Бронсон» и «Драйв». Кстати, именно его Каннский фестиваль привечает сейчас как звезду датской режиссуры – в отличие от фон Триера, у которого с фестивалем ссора.

В «Неоновом демоне» многое вроде бы предсказуемо. Гламурно-модельный мир Лос-Анджелеса оказывается циничным. Юной девушке, которая сразу, не осознавая того, становится смертельным врагом прежних моделей, в нем не место. Вдобавок нас подстерегает неожиданность: этот гламурный мир – еше и вампирский, а заодно некрофильский. Каннибалы играют в нем тоже не последнюю роль. В последней части фильма есть откровенно трэшевые эпизоды – не буду считать это спойлером, ведь вы не знаете, о ком речь. Одна из моделей вдруг начинает давиться и исторгает изо рта человеческий глаз. А другая его подбирает и проглатывает. Миленько!

Но необычным этот фильм делает кое-что другое. Фильм про гламур негламурно красив. Сам Рефн не раз повторял в интервью, что снимает ужастик. Но фактически, как уже заметила одна из моих коллег, он сделал эстетский триллер.

Резонанс. Фильм конкурсной программы Каннского фестиваля. Обладатель ряда европейских наград.

Life, Великобритания-США-Германия-Канада-Австралия, режиссер Антон Корбейн

О чем это. О том, что в начале 1955-го молодой сотрудник самого известного в мире фотоагентства «Магнум» Деннис Сток, которого играет Роберт Паттинсон, вдруг увлекся обликом неизвестного актера Джеймса Дина, в жизни – заторможенного человека в очках, и задумал сделать серию его портретов для модного тогда журнала «Лайф».

Дин со дня на день должен был начать сниматься у режиссера Николаса Рэя в «Бунтаре без причины» — в роли, которая сделает его лицом поколения. Но Стока все уверяли, что клиент бесперспективен. К тому же он срывал все сроки фотосессий.

Тем не менее за два дня до премьеры в марте 1955-го первого из трех существующих фильмов с Джеймсом Дином – «К востоку от рая» Элиа Казана – в Life появилась подборка снимков Стока. Дин с непокрытой головой и поднятым воротником пальто, идущий навстречу фотокамере под дождем на нью-йоркской Тайм-сквер, будет потом признан одним из фотообразов, изменивших мир.

Пишут, что актер Дейн Де Хаан не похож на Дина. Зато он похож на Збигнева Цибульского, которого называют польским Джеймсом Дином. Цибульский стал таким же символом молодежного вызова, но в коммунистической Европе, и столь же нелепо и трагически погиб. Вероятно, Корбейн, человек с особой памятью на лица, хотел в фильме «Лайф» разом отдать дань и Дину, и Цибульскому.

Что в этом хорошего. Фотограф, клипмейкер, а теперь и знаменитый режиссер Антон Корбейн создал совсем не ту кинобиографию иконы 1950-х Джеймса Дина, какую от него ожидали. Во всех литературных и кинобиографиях присутствует вымысел. У Корбейна тоже есть вымысел. Но он, вопреки обыкновению, не в расцвечивании жизни Джеймса Дина, а в осознанном умалчивании некоторых фактов. Не в дополнении, а в самоограничении.

Корбейн, вероятно, желал показать, что Дин раскрепощался, лишь когда жизнь казалась ему естественной. Например, при встрече с однокурсниками по знаменитой театральной студии Ли Страсберга, учившей лучших голливудцев актерской системе Станиславского (как и студия Михаила Чехова). В остальное время Дин тонул в тоске, особенно когда его затягивали в мир гламура. Корбейн увидел в Дине человека, который идеально противостоит общественной системе, поскольку физиологически не приемлет ее правил. Дину от них становилось физически плохо.

Резонанс. Большие ожидания и разочарования.

Ah-ga-ssi, Южная Корея, режиссер Чхан Ук Пак

О чем это. Самый известный из южно-корейских режиссеров Чхан Ук Пак, создатель «Олдбоя», «Сочувствия г-ну (и г-же) Месть)», а также философской вампирской «Жажды» в очередной раз удивил, сделав эротический триллер – возможно, второй полноценный эротический триллер после давнего «Основного инстинкта» Пауля Верхувена. Заодно это хитрейший детектив, в котором нам предъявляют три разные версии событий, не как в «Расёмоне» Агутагавы и Куросавы, тут среди свидетелей обвинения призраки не присутствуют, но почти.

По сюжету этой, перенесенной в Корею 1930-х — времен оккупации Японией, вольной экранизации книги британки Сары Уотерс «Тонкая работа» (известной по мини-сериалу BBC), корейский авантюрист, успешно выдающий себя за японского аристократа, решает жениться на богатой, живущей в Корее, наивной молодой японке. Проблема в том, что с ней из-за ее капиталов жаждет сойтись в браке и ее дядя, который тоже тот еще лгун – еще один кореец, притворяющийся японцем. Вдобавок извращенец. Он строит из себя знатока и поклонника изысканных книг и собирает для их публичного чтения японскую мужскую элиту. Причем книги на собраниях элиты прежде читала вслух его жена, тетя молодой японки, по официальной версии, покончившая собой. А теперь читает сама его наивная воспитанница. А книги-то грязненькие — японские имитации романов Маркиза де Сада.

Дядя – еще и вор. Он продает потом эти книги высоким завсегдатаям его литературного салона как подлинники, а это – подделки. Пока дядя медлит с женитьбой на воспитаннице, второй псевдояпонец подсылает к потенциальной невесте горничную-шпионку, которая должна помочь ему осуществить брак, а затем объявить жену-японку безумной и запереть ее в психушке, чтобы все деньги достались ему. Но невеста не столь наивна, как кажется на первый взгляд. Да и горничная начинает испытывать к ней самые теплые чувства.

Что в этом хорошего. В какой-то момент мы окончательно перестаем понимать, кто кого по-настоящему обманывает, кто в этом фильме охотник, а кто жертва.

В любом случае будет честным признать, что «Служанка» — фильм, реально достойный оказаться на полке рядом с «Основным инстинктом». Кстати, сцены женской любви из этого фильма, пожалуй, превосходят соответствующие сцены из «Жизни Адели». Потому что в корейском варианте все красивее. Впрочем, в обоих случаях все сцены сняты мужским глазом. Так что желающим обвинить фильм в антифеминизме – полное раздолье.

Резонанс. Фильм — участник последнего Каннского фестиваля. Десятки интернациональных призов и номинаций.

5. «Любовь и дружба»

Love & Friendship , Ирландия-Франция-Нидерланды, режиссер Уит Стиллмен

О чем это. Вольная интерпретация одного из ранних сочинений Джейн Остин. Но не «Любви и дружбы» (хотя такое сочинение тоже есть), а романа «Леди Сьюзан», увидевшего свет лишь в 1870-е, после ее смерти. Красавица средних лет леди Сьюзан, остроумная и беспощадная и к женщинам, и к мужчинам, овдовев, осталась вместе со взрослой дочерью почти без средств и вынуждена гостить в имениях аристократических друзей и близких. Ее формально хорошо принимают. Но не любят и боятся. За ней тянется шлейф интриганки. Резонно сравнить ее с жестокой маркизой де Мертей из «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Но разница в том, что леди Сьюзан обаятельна. А жестока в фильме в основном лишь на словах. В роли леди Сьюзан – Кейт Бекинсейл. Для меня Бекинсейл, прежде всего, представительница вампирской элиты, которая мочит гопников-оборотней в «Другом мире» и его продолжениях. Оказалось, она замечательная актриса с драматическим и комическим даром.

Что в этом хорошего. Не все любят костюмные драмы. Но не встречал никого, кому бы не понравилась «Любовь и дружба». Режиссер Уит Стиллман даже не англичанин — американец. Но сделал современный британский фильм. Современный не только потому, что появление каждого нового персонажа сопровождает на экране остроумный рукописный титр, объясняющий, с чем его едят. Главное достоинство «Любви и дружбы»: фильм объясняет, откуда пошел современный феминизм. Возможно, это самая саркастическая из экранизаций сочинений Джейн Остин.

Судя по фильму, английская леди начала XIX века просто вынуждена была стать умнее мужчины. Иначе женщине было не выжить – не добиться сколько-нибудь приемлемого положения в обществе в условиях, когда женщины были политически бесправны, тогда как мужчины не только управляли банками, уединялись почитать, покурить и поиграть в карты в закрытых клубах, но и, с негласного одобрения общества, могли ходить налево. В итоге, использовав ум, изворотливость и коварство, женщины и смогли обрести в английском обществе тайную власть, каковой они, судя по фильму, и обладали уже в начале XIX века. Мужчина приходил откуда-то извне, весь такой деловой и усталый, его кормили ужином. Ему что-то нашептывали. А утром он уходил по делам с новыми идеями, даже и не подозревая, что придумал их не сам – их ему исподтишка внушила женщина.

В конечном счете «Любовь и дружба» — фильм о том, в чем истоки современного феминизма. В мужской глупости и родственном ей мужском снобизме.

Резонанс. Ряд международных номинаций и наград за лучший сценарий.

О чем это. О женщине, которая случайно узнает, что ее единственная дочь, загадочно покинувшая ее двенадцать лет назад в 18-летнем возрасте, жива и у нее трое детей. Это переворачивает жизнь стареющей дамы, заставляя ее заново анализировать жизненные ошибки.

Что в этом хорошего . «Джульетта», она же, что точнее (но по-русски неблагозвучнее), «Хульета», — 20-я картина Педро Альмодовара. Уважаемый коллега написал в фейсбуке после просмотра последнего фильма Вуди Аллена «Светская жизнь», что ему нисколько не надоедает алленовская интонация. Вот и я могу заметить, что мне нисколько не надоедает интонация как Вуди Аллена, так и Педро Альмодовара. В какой-то мере для Альмодовара это подведение творческих итогов. В «Джульетте» он объяснился в любви всему тому, что любит и ценит в кинематографе: дизайну, отдельно – сочетанию ренессансных цветов (красному, синему, желтому), бурным эмоциям и, конечно, страстным женщинам. В «Джульетте» он отдал дань своим любимым темам: чувству вины, ошибкам, жажде прощения. В фильме нет прямолинейного хеппи-энда. Но есть фирменный альмодоварский намек на возможное освобождение.

Эпизодов, когда ахаешь от выстроенности кадра, и не сосчитать. Ахаешь даже от того, как оформлена стена, на фоне которой происходит диалог. Или от дизайнерского разноцветного свитера героиня, стоящей в школьном классе на фоне черной доски. Как сделаны все вагонные сцены – отдельная песня. Представляете, сколько было фильмов, часть действия которых происходит в поездах? Что тут, казалось бы, можно изобрести? Но, насколько я понимаю, Альмодовар специально пересмотрел все главные картины со сценами в поездах. Особо отсматривал фильмы Хичкока. И таки нашел свое. Эпизод с экстренным торможением в «Джульетте» — это урок режиссуры. Главное в фильме, однако, мало кто заметил. Это и впрямь подведение творческих итогов. Героиню в молодости играет Адриана Угарте. И Угарте на экране – это ведь автопортрет Альмодовара. У нее безумная стрижка молодого Педро. У нее – намек на его цвет волос. Она в фильме блондинка. Альмодовар в молодости был брюнетом, теперь седой. Блондинка ближе к седине, особенно в сочетании с черными (теперь тоже седеющими) альмодоварскими бровями. Альмодовар может спокойно и честно сказать про свой фильм: «Хульета» — это я».

Резонанс. Фильм — участник Каннского кинофестиваля. Масса наград и номинаций (включая четыре на европейский «Оскар»).

3. «Дом странных детей мисс Перегрин»

Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children, Великобритания-Бельгия-США, режиссер Тим Бёртон

О чем это. Страшная сказка. Мне-то она представляется романтической, не сравнимой с готической «Сонной лощиной» того же Бёртона. Но в фейсбуке писали, что дети после просмотра реально боялись. «Дом странных детей» — самый эмоциональный (а возможно, и лучший) фильм Бёртона, сделанный в XXI веке. Требующий огромной отдачи от зала: после сеанса даже взрослые выходили ошарашенными. Сюжет: старшеклассник 2016-го становится свидетелем убийства любимого дедушки. Подросток уверен, что видел возле тела дичайшего монстра. Сам дедушка всю жизнь рассказывал ему про монстров, которых встречал, и детей с необычайными способностями, с которыми вырос. Перед смертью он успевает дать мальчику последний наказ: съездить в детский дом на острове вблизи Уэльса, где провел несколько лет и откуда его в 1943-м забрали солдатом на Вторую мировую. Наказ завершается странно: необходимо разорвать некую петлю времени.

Мальчик убеждает отца поехать на этот остров и разыскать детский дом. Выясняется, что дом взорвала немецкая бомба еще в октябре 1943-го и все его обитатели погибли.

Но это не так. Просто обычные люди их не видят. Это и есть дом странных детей мисс Перегрин. Они обитают в параллельной реальности. И жуткие монстры – тоже существуют. Они – главные враги и убийцы нестандартных людей.

Что в этом хорошего. Никогда не догадаешься, каким по сюжету и стилю окажется следующий фильм Бёртона. Непредсказуемость — одна из прелестей «Дома странных детей». Прошла примерно половина фильма, и я вдруг подумал: а ведь понятия не имею, что произойдет дальше! Вы много видели подобных картин? Лично я – мало.

Вместе с тем, идеологию Бёртона можно обобщить. Он сам нестандартен, даже физически (посмотрите на него) – и любит столь же нестандартных людей. Он – классический талантливый фрик. И любит таких же фриков. Он ненавидит толпу – не нас с вами, а тех, кто обожает ходить строем. И его обожаемые персонажи тоже ее не любят.

Но у странных людей, таких, как герои Бёртона, не может не быть внутренних монстров. «Дом странных детей» — фильм про битву с этими личными монстрами, в том числе из прошлого. Это фильм о преодолении себя. Преодолении, на которое способны люди с самостоятельным мышлением.

Резонанс. Приличные сборы в мировом прокате.

Elle , Франция-Германия-Бельгия, режиссер Пауль Верхувен

О чем это. О женщине из буржуазного парижского квартала, которая, несмотря на свой возраст (а проверьте, кстати, сколько лет играющей главную роль Изабель Юппер – вы удивитесь), возглавляет огромную фирму с отрядом молодых подчиненных по производству компьютерных игр с насилием и порнографией. При этом во всех оценках она радикальнее их. В один из дней ее прямо в доме жестко насилует некто в маске. Но она не обращается в полицию. Спокойно подметает осколки ваз – итог происшедшей в доме борьбы — и идет на работу. А потом предельно бытово рассказывает за ужином близким знакомым о том, что случилось.

Что в этом хорошего. Это не тот фильм, который можно описать и оттрактовать в нескольких абзацах. Вероятно, сезон кинопризов, который закончится лишь в начале марта, еще позволит нам к нему вернуться. В любом случае, это еще одна картина о том, как женщина, несмотря на возраст, не желает стареть, сдаваться и отказываться от сексуальной активности. Это еще один, не второй, даже не третий фильм в нашем сегодняшнем списке о том, что современные женщины сильнее мужчин. Героиня сильнее и сидящего в тюрьме отца, и экс-мужа, и любовника, и сына, и даже насильника, личность которого постепенно начинает проявляться – хотя, конечно, в фильме некоторое время сохраняется детективная интрига.

Удивительно, что картину сделал Пауль Верхувен, который в свои 78 переживает уже четвертый громкий этап режиссерской карьеры. Он стал известен по фильмам 1970-1980-х, сделанным в родной Голландии. Затем сотворил несколько картин в Голливуде, которые во многом сформировали новый голливудский масштабный стиль: Верхувен стал первым, кто соединил в «Робокопе», «Вспомнить всё», «Основном инстинкте» и особенно «Звездном десанте» новые технологии, коммерцию и авторскую интеллектуальную и стилевую концептуальность. Потом он вернулся в Голландию и снял предельно жесткий и обидный для своей страны фильм «Черная книга» — про то, как вся Голландия во Вторую мировую легла под немцев, а сразу после освобождения начала массовые манифестации с поиском и наказанием коллаборационистов, которых зачастую находили именно среди тех, кто сражался в антифашистском подполье. Теперь оказалось, что Верхувен способен сделать тонкую, истинно французскую картину с героиней-женщиной.

И несколько слов про Юппер: возможно, она сегодня лучшая киноактриса современности.

Резонанс. Фильм — участник Каннского фестиваля. Три номинации на европейский «Оскар», две – на «Золотой глобус». Ряд других наград.

1. «Под покровом ночи»

О чем это. Мало кто предполагал, что экранизация известного у нас в узких кругах романа Остина Райта «Тони и Сьюзен» окажется столь жестокой – некоторые наши зрители, не выдерживая, уходили из зала. Даже само по себе оригинальное название фильма – «Ночные животные» — и то шокирует.

А не предполагали этого уже потому, что экранизацию сделал классик современного гламура – один из самых известных дизайнеров прет-а-порте Том Форд, для которого «Под покровом ночи» — вторая режиссерская работа после громкого «Одинокого мужчины».

Тут несколько повествований, поглощающих одно другое. Главная героиня – владелец галереи современного искусства. Ее муж-бизнесмен на грани разорения, но увлечен не исправлением дел, а более молодой любовницей. С первым мужем она рассталась двадцать лет назад, тут же сделав аборт. Последний раз они общались пару лет назад, и он бросил трубку. Между тем, будучи молодыми, они пытались стать артистами: он – романистом, она – художницей. У обоих не задалось. Тут-то героиня получает роман, наконец-то написанный бывшим мужем. И вдруг начинается та жесткость, которой от фильма не ждешь.

Что в этом хорошего. Роман о том, как некий американец, едущий с семьей ночью по Техасу, становится заложником троих гопников, которые забирают, а потом насилуют и убивают его жену и дочь. Но роман ли это? Давнего молодого мужа и главного героя романа, которого в воображении рисует перед собой главная героиня, изображает один и тот же Джейк Джилленхол. Случайно ли?

В итоге начинаешь задаваться странными вопросами. Может, никакого романа и нет, а главная героиня все напридумывала, сочинив альтернативную историю собственной жизни, в которой они с первым мужем могли сохранить брак, остаться творческими людьми, сотворить нечто настоящее (он – как писатель, она – как художница)? Может, она как художница в душе попросту тоскует по утерянному – особенно смотря на ту якобы актуальную чушь в виде инсталляций, которую демонстрирует в своей галерее? Да и есть ли у героини дочь, которой она однажды звонит ночью? Или это та дочь, от которой она двадцать лет назад избавилась при аборте ради будущего буржуазного счастья? Главный персонаж фильма не Он, ее бывший муж, как по всем признакам кажется, а Она – это видно и по официальному плакату, очевидно, говорящему о том, что он – лишь плод ее сознания и воображения.

Резонанс. Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля. Номинации на три «Золотых глобуса».

Комментарии запрещены.

Навигация по записям